45 лет - юбилей Иркутского государственного университета путей сообщения

45 лет - юбилей Иркутского государственного университета путей сообщения
15 апреля 2020 - 18:01
100 ЛЕТ НАЗАД — ПЕРВЫЕ ИНЖЕНЕРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ИРКУТСКЕ

Железнодорожное образование в России имеет давние корни. В 1809 году манифестом Александра I был учрежден Институт корпуса инженеров путей сообщения, положивший начало развитию высшего транспортного образования в России.
Александр I: «Для образования способных исполнителей учреждается особый институт».
Первый прием воспитанников в Институт корпуса инженеров путей сообщения состоялся в 1810 году. Выпускники этого учебного заведения прокладывали Транссибирский железнодорожный путь, соединивший восточные окраины России с ее западными границами.
К концу ХIХ — началу ХХ века возникла необходимость строительства второй железной дороги на востоке страны, дублирующей Транссибирскую железнодорожную магистраль, обусловленная военно-политическими причинами. К необходимости транспортного развития и освоения Сибири и Дальнего Востока подстегнули неутешительные итоги Русско-японской войны 1904–1905гг.
В 1906 году (а по некоторым данным, еще раньше) в Глазковском предместье на улице Александровской была открыта бесплатная школа для детей рабочих, служивших на железной дороге.

В 1916 году в Иркутске построили каменное двухэтажное здание для железнодорожного училища, оно было рассчитано на шестьсот учащихся. Это историческое здание сохранилось до нашего времени, его можно увидеть на ул. Маяковского, на возвышенности у поворота к вокзалу. Сейчас здесь располагается один из корпусов НОУ «Лицей № 36 ОАО «РЖД».
Начиная с 1925 года правительством СССР был взят курс на индустриализацию страны. Грандиозные планы строительства новых заводов, комбинатов, электростанций можно было реализовать только при наличии транспортной сети, в первую очередь железнодорожной. Для реализации этих замыслов необходимо было огромное количество специалистов, способных не только строить железные дороги, но и обслуживать их. Для этого по всей стране один способных не только строить железные дороги, но и обслуживать их. Для этого по всей стране один за другим начали открываться транспортные вузы.
В 1932 году в стране открывается большая группа втузов и среди них Восточно-Сибирский институт инженеров железнодорожного транспорта в городе Иркутске, с подготовкой по двум специальностям: инженеры-путейцы и инженеры-паровозники. Располагался институт в кирпичных зданиях на станции Иннокентьевская (ныне она называется Иркутск-Сортировочный), а затем в Глазковском предместье (левый берег Ангары) в шести недостроенных двухэтажных корпусах.
СТАТЬЯ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА СУХНЕВА (из архивных альбомов ИрИИТа):
«Здесь начинали учиться молодые парни и девчата Иркутской области. Сами строили, сами заготавливали дрова на зиму, сами благоустраивали территорию вокруг корпусов: сажали деревья, разбивали клумбы с цветами и учились. Дружно жила молодежь в то время, в основном это были дети железнодорожников. А труд-ностей хватало: 400 граммов хлеба в сутки и почти никаких других продуктов. Но студенты не унывали, если кто-нибудь получит посылку их дома, обязательно поделится с товарищами».
Объем строительства был определен исходя из коли-чества контингента вуза: 1500 человек студентов с отрывом от производства и 750 человек — без отрыва. Строительство планировали провести в две очереди с тем, чтобы общий комплекс всех зданий (учебный корпус и здания общежитий) закончить к 1935 году. Но страна переоценила свои силы. Уже в 1934 году многие вузы, в том числе и ВСИИЖТ, были укрупнены. Центр подготовки специалистов переместился в Западную Сибирь вместе со студентами и всем оборудованием.
С 1932 по 1941 год Новосибирский институт военных инженеров транспорта располагался в зданиях, находящихся ныне на территории Новосибирского приборостроительного завода. В 1941 году эти здания были заняты эвакуированным заводом, и обучение с 1941 по 1955 год шло в доме по адресу Советская, 20 (ныне Советская, 18). Главный корпус института был построен в 1949–1955 годах на улице Дуси Ковальчук, 191 по проекту московского архитектора В. С. Масленникова.
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В 1938 НИИЖТ выпустил первых военных инженеров по организации движения и грузовой работе. Затем многие из тех студентов, кто начинал учиться в Иркутске, ушли на фронт и сражались за победу над фашистской Германией. В Великой Отечественной войне приняли участие более тысячи студентов и преподавателей НИИЖТа, из которых около 60 человек погибли в боях. Те же, кто остался в живых, начали восстанавливать разрушенную транспортную инфраструктуру страны, впоследствии многие из них стали преподавателями и сотрудниками ИрИИТа (ИрГУПСа). Все они бережно хранили память о страшном времени, рассказывая молодому поколению будущих железнодорожников о том вкладе, который внесли бойцы железнодорожных войск в победу над фашистской Германией.
Были наши студенты в списке героического военно-эксплуатационного отделения № 10 в Псковской области. Не все вернулись с поля битвы, а те, кто вернулся, прошли нелегкий путь от дежурных по станции до начальников станций, служб и отделов. В 1982 году выпускники НИИЖТа встречались в городе их юности — Иркутске. Здесь они начинали свою учебу, сюда вернулись спустя полвека за воспоминаниями. Сегодня большинства из этих людей уже нет с нами, но память о подвигах, которые они совершили в бою и в тылу, жива.
АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ЛЕМЗЯКОВ, участник событий 23 июня — 29 августа 1944 года в Белоруссии, операция «Багратион»:
«Несмотря на ранний час, бой уже шел. До нас явственно доносилась артиллерийская стрельба. Вскоре наши машины оказались во фронтовой полосе, вступили в соприкосновение с врагом. Бои велись за крупную железнодорожную станцию и город Осиповичи. Нам предстояло сломить ожесточенное сопротивление немцев, разгромить их и освободить этот железнодорожный узел».
ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ РУДАКОВ, участник событий 22 июня 1944 года, первый Украинский фронт:
«Самыми легкими были участки, где не были разрушены рельсы и шпалы. В таких случаях мы просто перешивали колею с европейской на русскую, и участок был готов. Когда же отступавшие фашисты к последнему составу прицепляли так называемый «плуг», то он все до единой шпалы переламывал посередине. Приходилось полностью разбирать верхнее строение пути и заменять все шпалы.»
В ИрГУПСе создана ветеранская организация, утвержден совет ветеранов. Университет выпустил брошюру «Ветераны войны и труда ИрИИТа». В ней — имена всех участников сражений на фронтах Великой Отечественной войны.
НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА РУДЕНКО, ветеран Великой Отечественной войны (а также педагог, ученый, много лет посвятивший изучению редких металлов, имеет звание сержанта Гвардейского Краснознаменного полка ВВС Балтийского флота. Награждена орденом Отечествен-ной войны II степени, медалям «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За взятие Кёнисберга», «За боевые заслуги» и многими юбилейными медалями. С 1977 года работала ИрИИТе. В 1987 году ушла на пенсию, состояла в Совете ветеранов):

«Я окончила среднюю школу № 39 в Иркутске. На завтра после вручения аттестатов началась война. Весной 1942 года я добровольцем ушла на фронт. Трудное и смертельно опасное было время. Наш полк принимал участие в прорыве блокады в январе 1943 года, в снятии блокады в январе 1944 года, освобождении Прибалтики, Польши, Германии, в штурме Кенигсберга, уничтожении немецких кораблей в Балтийском море.
В августе 1946 года меня демобилизовали. Вернулась в Иркутск. Экстерном сдала вступительные экзамены и в 1951 году окончила Институт по специальности «инженер-металлург по цветным и благородным металлам». Работала научным сотрудником в Иргиредмете, после - доцентом в политехническом и железнодорожном институтах».
САУЛ САМУИЛОВИЧ ЧЕРНЯК, доктор наук, заслуженный профессор ИрГУПСа (в 1941–1942 годах работал в должности шлифовальщика завода № 744 наркомата военного вооружения. В 1946 году окончил отделение Иркутского авиационного техникума и был направлен на завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева. В 1953 году без отрыва от производства окончил горно-металлургический институт, работал начальником металлографической лаборатории ЦЗЛ. В 1984 году перешел на работу в ИрИИТ, где организовал кафедру «Технология металлов и материаловедение»):

«22 июня 1941 года из черных репродукторов мы узнали о том, что началась война. Помню, еще с ребятами обрадовались: «Вот, будет интересно!» О войне тогда знали только из книг, а через месяц наш город Орел начали бомбить. Я был тогда еще мальчишкой, меня не взяли на фронт, но я помогал убирать урожай колхозникам, перевозить овощи. В 1942 мы с семьей переехали в Пензу, там меня взяли работать на Пензенский завод фрезеровщиком, пришлось всему учиться с нуля. Именно там я понял, как работать с металлом, узнал его свойства, решил связать с его изучением свою жизнь».
Преподаватели и сотрудники ИрИИТа (ИрГУПСа) в Великой Отечественной войне:
Участники ВОВ:
Надежда Георгиевна Руденко
Николай Петрович Белоконь
Александр Павлович Грядов
Анисим Петрович Потапов
Василий Семенович Дорошенко
Георгий Спиридонович Большаков
Василий Петрович Иванов
Евгений Сергеевич Кузовников
Всеволод Александрович Рудаков
Анатолий Иванович Лемзяков

Труженики тыла:
Саул Самуилович Черняк
Михаил Григорьевич Карпенко
Валентина Тимофеевна Хужеева
Иван Петрович Савченко
Вениамин Дмитриевич Войлошников
Георгий Игнатьевич Тетерский
Собственник фото:
Архив ИрГУПС