Начало XX столетия

Исторический очерк 

Железнодорожные учебные заведения в Иркутске возникали не на пустом месте — это было веление времени и сложившихся обстоятельств. Еще царский господин Ревизор образовательных учреждений А. Линьчукский в феврале 1910 г. докладывал высокой комиссии в Санкт-Петербурге об обязательном открытии в Иркутске железнодорожного учебного заведения, обосновывая это тем, что дипломированные специалисты «приезжают и поступают на службу в такой далекой окраине только при условии сравнительно высокого вознаграждения и затем остаются здесь до тех пор, пока не открывается место, даже с низшим окладом жалования, в Европейской России».

Вот, что господин Ревизор еще пишет в своем докладе: «…большая часть таких ответственных должностей, как паровозных машиниста и его помощника, дорожного мастера, артельного старосты, надсмотрщика телеграфа, весового мастера и других замещается на дороге преимущественно практиками, отсутствие технического образования коих нередко сказывается более или менее крупными дефектами на деле».

Но случилась Первая мировая война, затем революция, Гражданская война с ее колоссальной разрухой на всей территории страны, и вернулись к этому вопросу уже советские партийные и правительственные органы.

В июне 1931 г. Центральный Комитет партии на очередном заседании рассмотрел вопросы по развитию железных дорог Сибири. Следом Восточно-Сибирский партийный крайком, опираясь на решения ЦК, принял свои постановления по данному вопросу. В одном из пунктов итоговой резолюции члены крайкома единогласно утвердили решение об открытии в Иркутске транспортного вуза. 

13 октября 1932 года вышел приказ НКПС «О строительстве Восточно-Сибирского института инженеров железнодорожного транспорта», который закрепил начинания в становлении втуза в Иркутске. Благодаря этому, уже к 1934 г. институт решил основные проблемы с общежитиями и учебными корпусами, переехал в новые шесть двухэтажных зданий, увеличил принимаемый контингент студентов, улучшил качественный состав ППС, куда вошли выпускники МИИТа и Томского СИИПСа, появились первые кандидаты наук. 

3 марта 1934 г. вышел приказ Народного комиссара путей сообщения А.А. Андреева № 42/Ц «О разукрупнении Томской и Забайкалькой железных дорог и образовании Восточно-Сибирской железной дороги». Таким образом, для Восточно-Сибирского института инженеров железнодорожного транспорта все складывалось более чем благоприятно. Однако 8 апреля 1934 г. вышел приказ Наркома № 87/Ц «Об объединении Иркутского и Новосибирского институтов инженеров транспорта и о мероприятиях по укреплению работы ТомИИТа и НИИТа». 

Но упование на подготовку инженерно-технических кадров транспортными вузами Западной Сибири и европейской части страны в нужной мере себя никак не оправдало, лишь четверть из них оставались работать на местах по распределению. Поэтому открытие в Иркутске спустя 21 год учебно-консультационного пункта ВЗИИТа было закономерным и стало началом возрождения в Иркутске полноценного и самостоятельного железнодорожного института, так необходимого ВСЖД. Сейчас это покажется удивительным и просто невозможным, но в 50-е и даже 60-е годы среди низшего звена работников ВСЖД было не малое число совершенно безграмотных людей, не умеющих ни читать, ни писать. Среди среднего и даже высшего звена дороги на инженерных должностях трудились работники, не имеющие никакого технического или управленческого образования, полагаясь лишь на собственный опыт, зачастую давно уже не прогрессивный. На некоторых участках отсутствие дипломированных специалистов доходило до семидесяти процентов.

Итак, 14 января 1955 года вышел приказ министра высшего образования за номером 28 об открытии с 1 апреля в городе Иркутске учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта. 

27 июля ГУУЗ МПС издает приказ о переподчинении Иркутского УКП с 1 сентября 1956 года Хабаровскому институту железнодорожного транспорта, в стенах которого как раз образовался заочный факультет. В 1958 году Иркутский УКП ХабИИЖТа праздновал первую победу. Защитили дипломные проекты и получили заслуженно высшее образование четыре выпускника, начавшие учебу еще во ВЗИИТе. Начальник ВСЖД Т.Г. Ермаков, видя несомненную пользу от Иркутского УКП, уже в приказном порядке стал отправлять на учебу начальствующий состав, все еще не имеющий высшего образования.

Иркутский транспортный УКП благодаря усилиям коллектива и его начальника В.С. Дорошенко уверенно продолжал развиваться. В апреле 1961 года в нем обучалось 1062 человека, 480 из которых иркутяне. Тридцать пять студентов успешно вышли на дипломирование. Все говорило за то, что Иркутский УКП по своим показателям давно вырос до уровня филиала и 29 апреля 1961 года за подписью заместителя министра путей сообщения П. Матвейцева на свет появился приказ № -10077 о переводе Иркутского УКП ХабИИЖТа в его же филиал.

Однако, новый начальник ВСЖД генерал-директор тяги I ранга Борис Константинович Саламбеков, исходя из территориальной целесообразности, добивается перевода с 27 декабря 1961 г. Иркутского филиала ХабИИЖТа в филиал НИИЖТа. Уже в 1963 году в Иркутском филиале НИИЖТа обучалось 2300 студентов. Среди них был и будущий начальник ВСЖД и ОЖД Геннадий Павлович Комаров. Было подготовлено 246 специалистов для проведения электрификации ВСЖД. Пятьдесят инженеров-паровозников были переквалифицированы по новым востребованным специальностям.

За первую советскую семилетку с 1958 по 1965 года Иркутский УКП, а затем филиал подготовил 583 специалиста высшей квалификации, из них защитили дипломные проекты на «отлично» 264 человека и на «хорошо» — 259. Многие рядовые работники, получив образование в филиале, заняли руководящие должности.

По просьбе Бориса Константиновича Саламбекова и согласии министерства путей сообщения 3 декабря 1965 г. ректор НИИЖТа Николай Павлович Кондаков подписывает приказ за номером 1174 о переводе Абаканского, Красноярского и Улан-Удэнского УКП в прямое подчинение Иркутскому филиалу. Это превращало Иркутский филиал в центр обучения, охватывающий почти все станции ВСЖД. С этого момента начал зарождаться мощный учебный комплекс железнодорожного транспорта в Восточной Сибири.

Текст подготовлен с использование материалов, предоставленных В.В. Гасельником для книги 210 лет транспортному образованию