11. 08. 2020, вторник, знаменатель
EN

О путейцах ВСЖД в период Великой Отечественной войны

04 мая 2017 - 15:50 -- ukr_av

Ответственную и почетную работу выполняли железнодорожники в тылу и опасную и рискованную на фронте. И день, и ночь они стояли на трудовой вахте: вели маршруты, производили погрузку-выгрузку, ремонтировали подвижной состав. Четкая работа транспорта – первое средство нерушимой связи фронта и тыла. Особое внимание уделялось содержанию пути. Путь – основа железнодорожного транспорта и от его состояния зависела безопасность движения поездов.

Сегодня мы хотим познакомить вас со статьей "О путейцах ВСЖД в период Великой Отечественной войны" Александра Викторовича Хобты, кандидата исторических наук, заместителя директора музея истории ВСЖД – филиала ОАО "РЖД", опубликоваанной в научном издании ИрГУПС - журнале "Культура. Наука. Образование". Статья публикуется в сокрещенном варианте с разрешения автора. Полный текст доступен в третьем номере журнала.

Нельзя не отметить то, что на дистанциях пути в военное время все столкнулись с рядом трудностей по текущему содержанию пути, которые преодолевались за счет внутренних резервов и привлечения дополнительной рабочей силы. Некоторые отделения были не полностью укомплектованы рабочей силой и, несмотря на высокую производительность труда, не справлялись с предусмотренным объемом работ. Это усугублялось еще и тем, что из бригад текущего содержания пути отвлекалась часть рабочих на заготовку шпал, балласта, щебня и другие аварийные работы. Из-за неукомлектованности бригад текущего содержания пути кадровые путевые рабочие занимались зимой перешивкой пути, исправлением пучин на карточки и башмаки, сменой дефектных рельс и скреплений, а летом – сменой шпал, перешивкой выправкой пути методом суфляжа, рихтовкой пути, разгонкой зазоров, заменой рельс. Все остальные работы производились временной рабочей силой. Это домашние хозяйки, подростки, старшеклассники, тоннельные, мостовые, переездные сторожа, путевые обходчики. В итоге дистанции пути успешно справлялись с летними путевыми работами, заготавливали материал, ремонтировали путевые инструменты и приспособления.

Отдельные путевые обходчики, применяя стахановско-лунинские методы, выполняли в рабочее время ряд других работ, например, смену и заготовку шпал, заготовку пучинного материала, щебня, смену элементов верхнего строения пути, зачистку заусенецы и другие работы. Объединяясь в кооперированные бригады, обходчики убирали балласт, подбивали отрясенные шпалы, производили перешивку пути. Участие путевых обходчиков в бригадах не ограничивалось только ролью сигналистов, они помогали в рихтовке пути, разгонке и регулировке зазоров и других работах. Часто использовался метод поочередного (комплексного) выполнения одних и тех же работ. В ночное время переездные сторожа были меньше загружены прямой своей работой, поэтому дорожный мастер поручал им заготовку пучинного материала из готовых «чураков», пластин закрепителей, черешков для инструмента. За сторожами переездов, на которых было незначительное движение автомобильного и гужевого транспорта, закреплялся 1 км пути, на котором они производили закрепление болтов и противоугонов, подбивку костылей, убирали мусор.

Максимальное изыскание внутренних резервов позволяло дистанциям пути, бригадам текущего содержания пути справляться с задачами военного времени, способствовать быстрейшему продвижению военных и народнохозяйственных грузов. Непременным условием бесперебойной работы железных дорог в зимние месяцы являлась отличная подготовка путевого хозяйства. Путь необходимо было «заморозить» в образцовом состоянии. В полной готовности содержать все средства снегозащиты.

Так, например, коллектив Слюдянской дистанции пути план среднего ремонта пути по состоянию на 1 октября 1941 г. перевыполнил. Полностью подготовил средства снегоборьбы, обеспечил дистанцию инструментами, щитами, увязочным материалом, коробами для вывозки снега, отремонтировал снегоочиститель и зимнюю спецодежду для путевых рабочих. На дистанции был разработан оперативный план снегоборьбы. За отдельными участками закрепили определенных людей. Усиленно заготовляли пучинный материал, чтобы к моменту роста пучин не отвлекать рабочих с ремонта пути на его заготовку, а немедленно устранять их. Уделяли серьезное внимание вопросу подготовки кадров. Проводили семинары с дорожными мастерами, бригадирами пути по вопросу об особенностях работы в зимних условиях, разобрали уроки прошлых зим. Проходили семинары с путевыми обходчиками и старшими рабочими. Путейцы Слюдянской дистанции изыскивали все новые и новые внутренние ресурсы. В дистанционных мастерских ремонтировали вышедшие из строя скрепления. Живя с мыслью – освободить промышленность для работы на оборону, слюдянские путейцы освоили в своих мастерских изготовление винтовых домкратов для подъемки пути, тележек «Модерон», центровок, универсальных шаблонов для измерения пути. В развернувшемся предоктябрьском социалистическом соревновании коллектив взял на себя обязательство «заморозить» путь в отличном состоянии. В предоктябрьском соревновании лучшие результаты показали лунинцы – путевые обходчики Труханович, Киселев, Дедов, Зозуля, Табачук, Демин, Лоскутов, Шишкин. Новичков и др., бригадиры пути Тюрин, Горбатюк, Амельченко, Федоров, И. Ефремов, В. Зиновьев.

Метод Казанцева

 

В 1943 г. знатный путевой обходчик Свердловской дистанции пути Герой Социалистического труда А. М. Казанцев, стремясь усилить помощь фронту, организовал кооперированную бригаду путевых обходчиков, которая взяла на себя обязательство – выполнять на определенном участке все работы по текущему содержанию пути. Работая по 3–4 ч в свободное от дежурства время, бригада А. М. Казанцева полностью отказалась от услуг ремонтных рабочих и добилась на своих километрах отличного состояния пути. Почин путевого обходчика А. М. Казанцева имел большое народно-хозяйственное значение. Распространение метода способствовало оздоровлению путевого хозяйства и успешному решению основной задачи – быстрого продвижения поездов. Именно поэтому метод Казанцева нашел широкое применение на всех дистанциях сети дорог. Тысячи последователей своим стахановским, самоотверженным трудом неустанно боролись за оздоровление путевого хозяйства.

На ВСЖД первым его последователем являлся путевой обходчик Черемховской дистанции Кирюхин, создавший на своем обходе кооперированную бригаду из путевых обходчиков и переездных сторожей. Вслед за Кирюхиным метод начали внедрять и другие путевые обходчики нашей дороги. В мае 1944 г. на дистанциях Восточно-Сибирской железной дороги имелось 60 кооперированных бригад, которые объединили более 230 путевых обходчиков, а в июне 1944 г. – 69 бригад. Эти бригады выполнили большой объем работ. Они производили планово-текущий ремонт. В зимний период казанцевские бригады чистили пути от снега, заготавливали пучинные карточки, шпалы, ремонтировали щиты.

Отдельные путевые обходчики показали образцы самоотверженного труда. Так, обходчик Зиминской дистанции Рудич в свободное от дежурств время заготовил 280 шпал и сменил на своем обходе 50 шпал, у 700 шпал зачистил заусенцы, убрал 110 м3 балласта.

Путевые обходчики дистанции пути Иркутск-Пассажирский товарищи Мижев, Шеховцев, Гвоздев, Середа и Шевчук образцово содержали прикрепленные к ним километры. В течение зимы они очищали пути от снега, заготавливали пучинные карточки, производили весь мелкий текущий ремонт пути и другие работы. В летне-путевые работы 1944 г. путейцам предстояло отремонтировать 500 км пути (в два раза больше, чем в 1943 г.). В борьбе за выполнение плана ремонта пути привлекли казанцевские бригады. Путевые обходчики хорошо знали весь процесс летних путевых работ, поэтому каждый за три часа мог сделать больше, чем любой молодой, малоопытный ремонтный рабочий, а участвуя в кооперированных бригадах, путеобходчик повышает свою квалификацию.

Социалистическое соревнование за лучшее участие в летних путевых работах

 

Во время войны, в 44-м году, стахановцы Улан-Удэнского узла внесли предложение – развернуть социалистическое соревнование за лучшее участие в летних путевых работах. Первенство в этом соревновании завоюет тот, кто отработает больше дней на ремонте пути. Партком узла одобрил этот почин. Чтобы хорошо поставить учет соревнования, обеспечить его гласность, сделать соревнование действительно массовым, боевым, партком узла решил организовать вручение работникам узла «Социалистической путевки трудовой помощи путейцам». Эта путевка являлась заданием для каждого железнодорожника узла. Она напоминала железнодорожникам об их долге, обязанности – участвовать в путевых работах и служила документом, свидетельствовавшим о том, какой вклад сделан работником в оздоровление пути.

Были организованы собрания рабочих и служащих в цехах, на которых разъясняли значение предстоявших летних путевых работ и процедуру их вручение. Но вручить путевку еще не все. Важно организовать повседневную работу с людьми, установить контроль за выполнением заданий, учет работы, систематически отмечать отличившихся работников на ремонте пути. Для этой цели использовали боевые листки, стенгазеты, радио, доски показателей.

Железнодорожники Улан-Удэнского узла выступили с инициативой оказать трудовую помощь путейцам в проведении летнего ремонта, дав обязательство отработать 25 тысяч человеко-дней в свободное от основной работы время.

4 июня 1944 г. на дороге состоялся массовый выход на ремонт пути, в котором приняли участие 12 700 чел. Большую роль в организации железнодорожников для оказания помощи путейцам сыграл партийный комитет Улан-Удэнского узла. НКПС поддержал инициативу Улан-Удэнских железнодорожников. Инициативу улан-удэнцев решило распространить руководство Иркутской области. По решению областного комитета ВКП (б) в воскресенье (25 июня 1944 г.) на дороге был организован массовый выход на ремонт пути. В воскреснике приняли участие 15 544 чел., из них транспортников – 8 676, городского и сельского населения - 5 633. и 1 235 домашних хозяек и школьников. В тот день произвели средний ремонт 13 км пути, облегченный – 10,5 км, планово-текущий – 25 км, усилены кривые на 2,4 км и поставлено на щебень 14 комплектов стрелочных переводов. Лучшие коллективы – сельские школы, хлебопекарни кондукторский резерв, пивзавод, мясокомбинат получили денежные премии, 10 участникам воскресникам вынесена благодарность. И это был не последний воскресник.

С 24 мая 1944 г. по дистанциям пути проводилась пешая физкультурная эстафета. Цель – проверить состояние пути и путевого инструмента. В состав команд эстафет входили инженеры и техники дистанций пути, участковые ревизоры, представители партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, медицинского персонала. Участники эстафеты стремились подготовиться к дорожному воскреснику, проверяли санитарно-бытовые условия путейских рабочих. На околотках знакомили с приказами товарища Сталина.

Задачи Кагановича

 

В 1944 г. народный комиссар путей сообщения тов. Л. М. Каганович поставил перед работниками путевого хозяйства Восточно-Сибирской дороги ряд боевых и неотложных задач в приказе № 079/Ц. «Считать главнейшей задачей по путевому хозяйству дороги, – указывал нарком – обеспечение безопасного и бесперебойного движении поездов и в первую очередь улучшения содержания пути, продления сроков службы элементов верхнего строения пути, особенно рельсов и скреплений, всемерное расширение производственной базы и использование внутренних ресурсов дороги по изготовлению и ремонту путевых материалов».

Выполняя эти указания, работники путевого хозяйства ВСЖД развернули большую работу по оздоровлению пути. Путейцы изо дня в день повышали темпы, чтобы быстрее и лучше отремонтировать доверенные им километры, подготовить их к предстоявшей зиме. К числу передовых коллективов дистанций дороги, добившихся в социалистическом соревновании замечательных результатов, относилась восьмая Иркутская дистанция (начальник Раевский). Благодаря инициативе и широкому развертыванию соревнования за всемерную помощь фронту хорошо ремонтировались пути коллективами Куйтунской, Маритуйской и других дистанций.

В то же время ряд дистанций дороги недопустимо отставали в выполнении программы ремонта пути. Это, прежде всего, относилось к седьмой Иркутской, Нижнеудинской, Селенгинской, Тулунской и Мысовской дистанциям. Руководители этих дистанций ссылались на недостаток рабочих рук, и не замечали или не хотели замечать, какие мощные резервы имелись в их распоряжении. А резервы эти были поистине громадны. На передовых дистанциях дороги нашла широкое применение инициатива обходчиков-лунинцев. На помощь путейцам приходили члены их семей, железнодорожники других служб, колхозники, трудящиеся города.

Все больше людей помогали коллективам дистанций в скоростном ремонте пути. За осенне-зимние месяцы 1942 г. на железнодорожное полотно вышло более 30 тыс. чел. Только в воскреснике 20 августа приняли участие около 10 тыс. чел. И там, где эту массу людей встретили организованно, – там успех был обеспечен. Значит, разговоры о нехватке рабочих рук пустые разговоры. Доказано, что люди были, что они охотно брались за дело, не жалели сил для подготовки железнодорожного пути к зиме. Так, первоочередной обязанностью командиров-путейцев являлось умелое использование инициативы масс, широкое привлечение железнодорожников всех служб и их семей, трудящихся сел и городов.

Другим непременным условием для реализации приказа № 079/Ц являлось высокое качество путевых работ. Руководители дистанций, дорожные мастера, бригадиры обязаны были осуществлять неослабный контроль и заботливо обучать молодых путейцев. Начальники дистанций, их заместители, инспекторы-приемщики, ревизоры по безопасности движения обязаны были появляться на участках не только после того, как километры предъявлялись к сдаче. Они не должны были быть регистраторами фактов плохой работы, они обязаны были предупреждать брак, контролировать сам процесс ремонтных работ, а затем вести приемку.

Особое внимание в своем приказе нарком уделил работам по оздоровлению земляного полотна и искусственных сооружений Кругобайкальского участка и главным образом восьмой Иркутской, Маритуйской, Слюдянской и Мысовской дистанций. Руководители службы этих дистанций должны были в кратчайший срок реализовать мероприятия, намеченные приказом. В частности, необходимо было немедленно принять меры к укомплектованию бригад по срезке скально-оползневых откосов и штата обвальных обходчиков, обеспечить их инструментом и инвентарем. Каждая дистанция дороги располагала оборудованными мастерскими.

Подобным же способом – путем использования внутренних резервов – ряд дистанций организовал у себя ремонт и заготовку шпал. Служба пути широко популяризировала эти методы изыскания внутренних ресурсов. Руководители дистанций вместе с партийными и профсоюзными организациями обязаны были немедленно по-боевому взяться за мобилизацию масс на изыскание неиспользованных внутренних резервов.

Стахановцы, энтузиасты производства

 

В Слюдянской дистанции пути было немало передовых стахановцев, энтузиастов производства, по-большевистски борющихся за отличное содержание полотна. Среди них почетное место принадлежало путевому обходчику Максиму Лаврентьевичу Труханович. С 1900 г. он работал на транспорте. Руководство дистанции всегда отзывалось о нем, как об умелом работнике, отлично знавшим свое дело. Много лет подряд он следил за исправностью пути. Максим Лаврентьевич никогда не допускал, чтобы на его участке ослаб костыль, отвинтилась гайка или перекосилась шпала. Его участок всегда находился в отличном состоянии. Старейший работник-стахановец был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Нарком путей сообщения наградил его знаком «Ударнику Сталинского призыва».

Широкий размах приобрело лунинское движение на 5-й Зиминской дистанции пути. Особенно возросло число лунинцев среди путевых обходчиков. Путевой обходчик станции Тыреть (6-й околоток) В. Шайдулин на очистке и балластировке пути, а также подбивке шпал сэкономил 363 рубля. Хороших результатов добилась путевой обходчик-луниниц Мария Чичигина – она своими силами провела балластировку пути своего километра, расставила снеговые щиты, произвела сплошную очистку пути от снега. В отличном состоянии содержала Мария вверенный ей километр железнодорожного пути.

Путевые обходчики 7-го околотка В. Воробьев, В. Молоканов и А. Баранов, кроме работ по очистке пути от снега, зачистке заусенец, произвели ремонт старогодных шпал. По методу Лунина работали И. Кузнецов, И. Сергеев, М. Куклин, П. Оседлец и другие. Перешивку пути самостоятельно производил путевой обходчик Н. Каменев.

На 5-й дистанции лучшими путевыми обходчики были Выборов, Каменев, Рудич, Кривоножко, Лысенко.

Коллектив Горхонской дистанции пути объявил фронтовой декадник по созданию резерва верхнего строения пути к летним путевым работам. За период декадника работники дистанции с помощью домохозяек перевыполнили квартальный план заготовки шпал. Отлично работали путевые обходчики. В свободное от работы время каждый из них сделал 50 шпал. Только за один воскресник, в котором участвовало 298 человек, было заготовлено 1089 шпал, что составляло более трети месячной нормы.

Примером отличной работы служил коллектив 2-го отделения 1-го околотка Зиминской дистанции пути, где бригадиром был Дмитрий Иванов. Несмотря на недостаток рабочей силы, отделение добилось высоких показателей в труде, досрочно и качественно выполнило годовой план работ. Домохозяйки Т. Иванова, А. Шурыгина, Е. Зимелева и девушка-подросток Валя Сергеева в июне отработали на пути полный месяц и еще несколько раз выходили в июле и августе. 14 женщин, временно привлеченных к ремонту пути, сменили 260 шпал, зачистили заусенцев на 4870 концах шпал и участвовали в бригадах на рихтовке пути и разгонке зазоров. Коллектив отделения был занесен в «Книгу производственных подарков матери-Родине и великому Сталину». В марте 1942 г., готовясь к летним путевым работам, горхонцы решили продлить декадник. Путевые обходчики взяли обязательство очистить кюветы и водоотводные каналы от снега и льда на протяжении 23 км. Дорожные мастера и бригадиры произвести полный ремонт щитов и пополнить их недостаток, отремонтировать инструмент для летних путевых работ. В помощь дорогам запада, коллектив подготовил 20 костыльных молотков, 20 подбоек, 20 путевых шаблонов, 20 остроконечных ломов, 10 железных лопат и 10 топоров.

Реставрация и изготовление из отходов необходимых деталей

 

Железнодорожный транспорт имел огромные возможности для экономии государственных средств. Многие коллективы, отказавшись от централизованного снабжения, широко применяли реставрацию и изготовление из отходов необходимых деталей. Так делали и в коллективе СМП-45. Рабочие отремонтировали струг, балластировочную машину, автомашины ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Из негодных буферных пружин в СМП-45 делали рессоры для автомашин; из пришедших в негодность вагонных осей – оси для блок-роликов, из бандажей – стопоры и путевые лапы, из головок рельс – декселя, кирки, путевые ключи. Многие детали для автомобилей изготавливали также из вспомогательного материала. Отказалась от централизованного снабжения и 8-я дистанция пути. Своими силами работники дистанции восстанавливали и реставрировали все необходимое для содержания железнодорожного пути в отличном состоянии. В решении этой важной задачи неоценимую услугу оказывала изобретательность и рационализаторская мысль ремонтников. Далеко за пределами дистанции распространялся, например, штамп, примененный кузнецом Храмцовым для ремонта подкладок. Устройство прибора было простым. Он состоял из монтажной планки с пальцами и рукояткой и планки съемника со штоком. Процесс ремонта по методу Храмцова заключался в следующем. Прокладка нагревалась, осаживалась на наковальне и после этого надевалась на пальцы прибора. На приборе подкладка осаживалась гладильным прибором до требовавшегося размера. После этого ударами в круглый шток планки съемника подкладка снималась с прибора и окончательно, под линейку, выравнивалась на наковальне. Поверхность подкладки, служившая постелью для рельса, делалась совершенно ровной. Все три отверстия в подкладке прибор точно центрировал. Такой ремонт повышал производительность труда почти вдвое.

Ремонтные рабочие 8-й дистанции пути после трудового дня снова приходили в табельные дорожных мастеров и ночами готовили пучинные карточки и другой ремонтный материал. При нехватке материала приносили свой. Например, когда случились перебои с поставкой лесоматериала, рабочий Демин принес свой, заготовленный на дрова. По селектору на 8-й дистанции пути передавались итоги социалистического соревнования за декаду, ставились конкретные задачи на следующую декаду. Ежедневно по окончании рабочего дня по селектору все сообщали о проделанной работе, подавали заявки на необходимый материал, инструмент и получали задание на следующий день. Все это помогало поддерживать высокую производительность труда.

Без отрыва от производства, путем индивидуального обучения готовились путевые обходчики и бригадиры. Можно привести еще один пример рационализаторской работы заведующего мастерскими Тайшетской дистанции пути П. Ф. Саморукова. Он изготовил свой шлифовальный станок для шлифовки наплавленных крестовин, состоявший из тележки, арки, вала со шлифовальным кругом, электромотора, ременной передачи, лебедки для передвижения тележки и рельсового пути с шириной колеи 600 мм. Передвижной станок Запорожского завода имел ряд существенных недостатков. П. Ф. Сумароков на своем станке устранил все недостатки. Тележка на рельсовом пути пропускалась под шлифовальным барабаном, укрепленным на арке и перемещавшимся на салазках вверх-вниз. Горизонтальная подача осуществлялась лебедкой, а вертикальная – с помощью специальных винтов. Станок Сумарокова повышал производительность труда, облегчал труд. При этом не требовался бензин и шлифовальные круги высокого качества. Станок можно было изготовить в мастерских дистанции из подручных материалов.

На Зиминской дистанции использовали изобретенный инженером Климовым ударник МК-2 для разгонки и регулировки зазоров в стыках рельсовой нити. Работы по замене рельсовых накладок производились с ограждением мест работы сигналами остановки. Причем каждая снимаемая накладка ограждалась отдельно. Так требовали правила. В войну на Зиминской дистанции смена накладок производилась в нескольких местах одновременно под ограждением одним сигналом остановки.

Повсюду на дистанциях шло социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий. Путейцы шире стали использовать внутренние резервы. Старый болт, костыль, подкладку, накладку, все, что можно было отремонтировать, вновь укладывали в путь. Среди обходчиков развивалось лунинское движение. Путевые рабочие, не считаясь со временем, забывая о сне и отдыхе, прилагали все силы для содержания пути в отличном состоянии. Путевые обходчики в часы дежурств и в свободное время готовили фронт работ ремонтникам, а некоторые из них сами производили необходимый ремонт. Самоотверженный труд, любовь к своему делу, соревнование между ремонтными бригадами, дорожными мастерами, путевыми обходчиками решали успех дела. Бдительность и точность проявляли путейцы в борьбе со снежными заносами, с деформацией земляного полотна, с разрушительным действием воды.

Правильная организация труда, изыскание внутренних ресурсов, полное использование механизмов, развернутое соревнование за быстрейшее и качественное выполнение работ стало залогом успеха дела на многих дистанциях пути.

Высокие награды

 

Трудовые дела восточно-сибирских путейцев отмечены высокими наградами. В августе 1942 г. орденом «Трудового Красного Знамени» отмечена работа старшего дорожного мастера 8-й дистанции пути станции Иркутск-1 (Иркутск-Пассажирский). Ивана Антоновича Фурсова наградили орденом «Знак Почета»;
бригадир 8-й дистанции Павел Петрович Крюков, дорожный мастер 7-й дистанции Михаил Георгиевич Кудрявцев, дорожный мастер 14-й дистанции Николай Кузьмич Кукин, начальник 8-й дистанции Евгений Владимирович Федоров были удостоены медалью «За трудовую доблесть»;
старший дорожный мастер 11-й дистанции Василий Федорович Каширихин, бригадир 5-й дистанции пути Иван Никитич Кривоножко, путевой обходчик 8-й дистанции Василий Семенович Спиридонов, бригадир 10-й дистанции Петр Павлович Федоров – медалью «За трудовое отличие»; путевой обходчик 13-й дистанции пути Андриан Леонтьевич Аверков, бригадир 9-й дистанции пути Василий Федоро- вич Балдин, путевой обходчик 11-й дистанции пути Петр Михайлович Колесников, ремонтный рабочий машинно-путевой станции № 43 Яков Семенович Ромазанов, старший путевой обходчик 6-й дистанции Семен Ильич Титов.

Приказом народного комиссара путей сообщения от 2 октября 1944 г. начальник 2-й дистанции пути Н. М. Умов, начальник 14-й дистанции пути Н. С. Люберцев награждены знаком «Почетному железнодорожнику».

Знаком «Отличный путеец» награждены: путевые обходчики 8-й дистанции А. Ф. Власова и Ф. В. Егоров, путевой обходчик 10-й дистанции Н. М. Дюжев, путевой обходчик 13-й дистанции Г. К. Ипатов, дорожный мастер 5-й дистанции Д. М. Искевич, бригадиры срезки откосов путевой строительной конторы 9-й дистанции Н. А. Ликсонов и Ф. А. Семенов, дорожный мастер 6-й дистанции Е. М. Макаров, старший ремонтный рабочий 13-й дистанции Е. М. Радионов, заме- ститель 11-й дистанции И. П. Русаков.

Значком «Ударник Сталинского призыва» награждены: дорожный мастер 5-й дистанции В.М. Антонов, дорожный мастер 14-й дистанции С.Г. Ильин, дорожного мастера 4-й дистанции Д.Л. Лукьянова, дорожного мастера 5-й дистанции А.К. Юрченко.

29 июля 1945 г. за выполнение заданий Правительства и военного командования бригадир Иркутской дистанции пути Максим Никитович Куриленко награжден орденом Трудового Красного Знамени, начальник Нижнеудинской дистанции пути Николай Мартынович Умов и заместитель начальника дороги, начальник Службы пути Андрей Афанасьевич Шумаков – орденом Красной Звезды, начальник Тайшетской дистанции пути Николай Степанович Люберцев и начальник Маритуйской дистанции пути Григорий Павлович Ростюк – орденом «Знак Почета», дорожный мастер Мысовской дистанции Семен Яковлевич Бирюков – медалью «За трудовое отличие».

На фото: 
паровоз
Источник фото: 
history.rzd.ru
Фото: 
неизвсетен