17. 12. 2017, воскресенье, знаменатель
ENG

Проект разработчиков из ИрГУПС занял второе место в конкурсе «Новое звено»

13 октября 2017 - 14:43 -- ovcharenko_аа

Команда разработчиков Иркутского государственного университета путей сообщения приняла участие в одном из самых масштабных молодежных проектов ОАО «РЖД» – конкурсе «Новое звено». Конкурс направлен на развитие научной и технической инициативы у молодых работников, вовлечение их в решение корпоративных задач, в том числе инновационную деятельность.

В 2017 году для участия в «Новом звене» было зарегистрировано 1445 проектов. По итогам первого этапа конкурса - дистанционной оценки дорожных и центральной экспертных групп - в полуфинал вышли 193 проекта.

Среди них был и проект «Интеллектуальная система диагностики тормозной сети поезда». Авторы: старший преподаватель кафедры ИрГУПС «Электроподвижный состав» Павел Иванов, аспирант кафедры «Электроподвижный состав», помощник машиниста Никита Мануилов, машинист тепловоза Андрей Ковшин и руководитель Специализированного центра компетенций WorldSkills Иркутск Евгений Дульский.

В Иркутске проект презентовали перед представителями служб тяги, вагонного хозяйства и другими дорожными экспертными группами. В Москве Никита Мануилов защищал работу перед узкими специалистами в области тяги - представителями Проектно-конструкторским бюро Локомотивного хозяйства и начальником Дирекции тяги Олегом Валинским. Команда вошла в число 65 финалистов конкурса «Новое звено». Финальный этап проходил с 25 по 28 июля в Сочи в образовательном центре «Сириус». Проект презентовался руководству ОАО «РЖД» и получил второе место. «Проект обладает высокой актуальностью, высокими экономическими эффектами, соответствует стратегическим направлениям ОАО «РЖД» и должен быть внедрен в ближайшее время», - отметили эксперты.

По условиям конкурса Российская железная дорога должна полностью профинансировать внедрение проекта.

Задача, которую ставили перед собой проектировщики ИрГУПС - автоматизация обязательных технологических операций по контролю исправности тормозной магистрали.

Дело в том, что на сегодняшний день на замер плотности тормозной сети (диагностику таких неисправностей, как перекрытие концевых кранов, ледяные пробки, обрывы, наличие которых может привести к крушению поезда) машинисты во время стоянки поезда тратят до 10 минут.

Задачу по автоматизации операций по контролю исправности тормозной магистрали пытались решить с 1967 года. Сложность заключается в том, что на этот параметр оказывает влияние не только объект контроля (тормозная магистраль), но и смежные пневматические устройства локомотива, такие как главный выключатель, токоприемник, нагрузочное устройство, быстродействующий выключатель и т.д. Предыдущие разработки не могли отсеивать влияние смежных устройств, по этой причине не работали автоматически и постоянно ложно срабатывали.

Научно-техническое и технологическое развитие XXI века сделало возможным разработку принципиально нового метода контроля плотности тормозной сети. Метод проектировщиков ИрГУПС основан на том, что анализ газодинамических процессов осуществляет микроконтроллерный блок. Данное устройство по технической базе является простым и надежным: оно состоит из микроконтроллера, который представляет собой процессор, который можно программировать, и датчика давления. Ценность микроконтроллерного блока кроется в алгоритме обработки данных, поступающих с датчика. Алгоритм позволяет рассчитывать параметр плотности ежесекундно, отсеивая при этом воздействия смежных пневматических устройств локомотива. При этом в случае возникновения отклонения от нормы блок сигнализирует машинисту о перекрытии тормозной магистрали либо увеличения утечки.

За четыре года разработки проекта была проделана огромная работа.

Начиная от идеи, которую команда сгенерировала под руководством Павла Иванова, и научной проработки вопроса, которой занимался Никита Мануилов. Продолжая математической проработкой вопроса (созданием алгоритма), которой занимался Павел Иванов, и реализацией проекта с технической стороны: Андрей Ковшин, будучи машинистом тепловоза, стал специалистом в микроконтроллерном программировании и робототехнике и смог запрограммировать контроллер. Заканчивая проектированием и изготовлением Евгением Дульским модели корпуса устройства на приобретенном университетом 3D-принтере и работой по продвижению проекта Никитой Мануиловым. Презентация с изложением теоретического обоснования проблематики и актуальности темы и демонстрация корпуса микроконтроллерного блока с оригинальной архитектурой сделало защиту проекта развернутой и наглядной.

Реализация проекта «Интеллектуальная система диагностики тормозной сети поезда» позволит сделать процесс замера плотности тормозной магистрали непрерывным и точным в измерении и сократить время, затрачиваемое на диагностику, с нескольких минут до нескольких секунд. Благодаря разработке проектировщиков ИрГУПС увеличится участковая скорость на 1 километр в час за счет уменьшения количества простоя и - главное – повысится безопасность движения поездов.

 

Фотографии с награждения победителей в конкурсе "Новое звено".