Развитие кадрового потенциала северных регионов Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры

Развитие кадрового потенциала

Основной задачей Иркутского государственного университета путей сообщения является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только строить железные дороги, но и обслуживать их. Изначально, решение открыть в Иркутске институт железнодорожного транспорта, было связано с постановлением правительства «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», в связи с острой нехваткой квалифицированных кадров. На сегодняшний день мы стоим перед актуальной задачей продолжить строительство БАМа и необходимостью развития инфраструктуры Северных регионов страны. 

Без транспортной, а в первую очередь, железнодорожной сети, невозможно обеспечить полноценное и оперативное освоение и развитие этих регионов. Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры (ВСДИ) испытывает потребность в квалифицированных кадрах на всей дистанции пути. Но существует проблема: молодые люди недостаточно информированы и осведомлены о возможностях работы в ВСДИ, не понимают, что от них требуется, какие условия жизни и труда их ожидают, а также боятся покидать большие города, полагая, что в отдаленных регионах нет инфраструктуры и условий для жизни. Подобные предубеждения мешают грамотному планированию своей карьеры. 
Цель данной статьи - подробно рассказать о кадровых потребностях ВСДИ, условиях и специфики работы, предоставить достаточный объем информации для принятия решения о работе в ОАО «РЖД» и формировании представления о перспективах профессионального развития у выпускников ИрГУПСа. Подготовлено по материалам ВСДИ. На вопросы ОСТВ отвечали начальник службы управления персоналом Игорь Анатольевич Крещенко и Елена Сергеевна Леонова, начальник сектора развития и обучения. 

Транспортное развитие и освоение Северных регионов Сибири. 

К предприятиям дирекции инфраструктуры Северобайкальского региона относятся дистанции пути, эксплуатационное вагонное депо, дистанции электроснабжения, дистанции сигнализации, централизации и блокировки, участок ДПМ, участок ПЧ ИССО, инженерно-геологическая станция ДИ ЦДМ, Противолавинная станция ДИ ЦДМ, тоннелеобследовательская станция ВСДИ ЦДМ и др. Для поддержания работы подразделений задействовано свыше 17000 человек. 
ДИ динамично развивающаяся организация, по программе развития БАМа в 2014-2017 гг. запланировано строительство таких объектов, как строительство второго пути на перегоне Улькан-Умбелла, строительство разъездов Молчанка и Гординка, строительство второго Байкальского тоннеля и др. В целом запланировано строительство 8 разъездов, 215,6 км. двухпутных перегонов, 98,3км двухпутных вставок, развитие таких станций как Северобайкальск, Таксимо, Новая Чара. 
До 2018 г. в программе развития участка БАМа планируется строительство 10 разъездов, 11 двухпутных вставок – 128,8 км, тяговых подстанций Чудничный, Небель, реконструкция 18 тяговых подстанций, строительство Дабанского тоннеля, строительство вторых путей на 10 перегонах общей сложностью 147,9км. 
Планируется ввести 39 объектов строительства вторых путей и реконструкций станций Восточного полигона. 
Поэтому, несмотря на кризис, реализация данных проектов требует большого количества высококвалифицированных специалистов. В 2015 году 174 выпускника ИрГУПСа, 103 из которых обучались по договору о целевом обучении, были трудоустроены в ВСДИ. В Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта 97 молодых специалистов, 48 из которых – целевики, также получили рабочие места.

Существует заблуждение, что в отдаленных от центра регионах отсутствует цивилизация, а условия жизни не соответствуют потребностям современного молодого человека. Однако, наибольшая часть городов, предлагаемых для распределения выпускникам в качестве молодых специалистов, имеет развитую инфраструктуру, располагает возможностями для обучения и отдыха, санаторного лечения. Многие выпускники считают работу в отдаленных районах непрестижной и не интересной, и что самое важное происходит в больших городах. Существует большое количество примеров построения карьеры действующих руководителей ОАО «РЖД», которые начинали свой профессиональный путь с рабочих должностей на небольших станциях отдаленных от крупных городов. Такой подход позволяет лучше понять специфику своей работы, самостоятельно решать задачи и принимать решения и быстрее достигать высокого уровня профессионализма, что открывает новые возможности в карьере. 

Одним из ярких примеров построения успешной карьеры является Роман Ильич Живин. Выпускник 2001 года тогда еще Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта, закончил специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», получил квалификацию: инженер путей сообщения, строитель. В 2001 году был трудоустроен монтером пути Тулунской дистанции пути ВСЖД. За три года достигнув позиций бригадира, а затем и дорожного мастера, стал в 2004 году главным инженером Тулунской дистанции пути ВСЖД. С 2007 года назначен начальником Ленской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД». В 2013 году переведен главным инженером службы пути ВСДИ – Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». С 2015 года и по настоящее время Роман Ильич является начальником дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин ВСДИ – Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». 

И таких историй успеха у ВСДИ много, ведь это не уникальный случай, а вполне реальная возможность поднятья по служебной лестнице от монтера пути до топ-менеджера.

Кадровая потребность.

Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры требуются рабочие кадры, а именно: монтёры пути, бригадиры, сигналисты, дорожные мастера, по таким географическим направлениям, как: 

1. город Северобайкальск 
2. город Усть-Илимск 
3. Поселок Новая Чара 
4. Поселок Северомуйск 
5. Поселок Магистральный 
6. Поселок Таксимо 
7. Поселок Новый Уоян 
8. Поселок Куанда 
9. Станция Мысовая 
10. Станция Горхон 
11. Станция Гусиное озеро 


Первое время работы на новом месте, далеко от дома, в районах, которые только начинают развиваться, является сложным. Этот период надо выдержать, адаптироваться к новым условиям. У молодых специалистов возникают материальные трудности, первые три года зарплата невысокая, но выплачиваются подъемные, через полгода работы начинают выплачиваться северные надбавки, через полтора года работы молодой специалист начинает получать полноценную заработную плату. 

Чтобы соответствовать специфике данной работы и комфортно чувствовать себя на месте, молодой специалист должен обладать такими качествами как: 
- стрессоустойчивость; 
- умение адаптироваться к новым условиям; 
- служба в армии (схожая обстановка и условия жизни); 
- настойчивость; 
- целеустремленность; 
- устойчивость перед трудностями, возникающими в первое время; 
- готовность применять свои умения и навыки на практике, переходить от теоретических знаний к практическим. 

Критериями отбора молодых специалистов является средний балл диплома, рекомендации и отзывы руководителей. Через полгода проводятся оценочные мероприятия, такие как бизнес-профиль ОАО «РЖД». По результатам карьерного профиля выявляется предрасположенность работника к определенной специфике деятельности: индивидуальный труд, способность выполнять поставленные задачи вне команды, специалист, руководитель.

Если говорить о преимуществах работы на отдаленных участках пути перед теми, кто работает в большом городе, то это в первую очередь более стремительный карьерный рост за счет того, что меньше конкуренции, руководству видны достижения, есть возможность оказывать влияние на рабочий процесс, результат становится более заметным. Стрессовые условия мобилизуют силы и мотивируют на достижения. 

Регламентировано отработав монтером пути, специалист знает все особенности и специфику работы не по книгам, а на своем личном опыте, закрепленным практикой. В течении трех лет молодой специалист может построить карьеру от монтера пути до руководителя среднего звена 
( мастер дорожный, начальник участка). 

Социальные гарантии и молодёжная политика ВСДИ 

Для привлечения молодых специалистов на работу, закрепления их на рабочих местах, установления ими длительных трудовых отношений с ОАО "РЖД" и предоставления им льгот и социальных гарантий, существует Положение о молодом специалисте. 
Статус молодого специалиста - совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника учебного заведения со дня заключения им трудового договора с ОАО "РЖД". 

В соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД» ВСДИ предоставляет молодым специалистам гарантии и компенсации, такие как:

 1. Единовременное пособие в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки). 
2. Оплата расходов, связанных с переездом в другую местность. 
3. Выплата единовременного пособия (подъемных) для обустройства в малонаселенной местности, в размере 250000 рублей. 
4. Предоставление на весь период работы в малонаселенной местности жилого помещения или права найма жилого помещения с частичным возмещением расходов по найму жилья.

Также осуществляется корпоративная поддержка при приобретении жилого помещения в собственность. Для молодых специалистов ОАО «РЖД» действует специально разработанная программа ипотечного жилищного кредитования. 
В рамках реализации программы корпоративной поддержки молодые специалисты могут рассчитывать на оформление и получение ипотечного кредита с целью приобретения квартиры в собственность на льготных условиях. Компания берет на себя выплату части процентной ставки за ипотеку. 
5. Выплата ежемесячного пособия в размере 50% минимальной заработной платы в ОАО «РЖД», на воспитание ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Подробная информация о льготах для работников с детьми, молодых семей, условиях проживания, детских садах, подробно написано в «Положении о молодом специалисте». 
6. Единовременная выплата вознаграждения в размере 0,5 месячного должностного оклада по истечении первого и второго года работы в малонаселенной местности. 
Большое внимание ВСДИ уделяется молодежной политике, способствующей улучшению качества жизни, эффективному развитию и использованию своих способностей, самореализации и профессиональному росту.

Мероприятия, проводимые с молодыми специалистами ВСДИ: 

1. В ВСДИ существует развитая система наставничества. Молодой специалист закрепляется за наставником и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку на новом месте. Наставником становится опытный специалист, проработавший более 3 лет. Наставник передает свой опыт молодому специалисту, содействует адаптации на новом месте , рассказывает об особенностях подразделения. 

2. Составление примерного плана профессионального развития и деловой карьеры. Подобное мероприятие помогает молодому специалисту сформировать представление о том, какой путь развития он должен пройти, чтобы занять желаемую должность, какие знания должен получить и какими навыками овладеть для эффективной работы на конкретном месте. План составляется на основе личных запросов работника, его общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки. 
3. Оценка корпоративных компетенций. Анализ знаний, навыков, деловых и личностных качеств, позволяющих работнику успешно действовать при реализации поставленных задач. Оценка корпоративных компетенций используется для того, чтобы предоставить работнику подходящую ему работу или отправить на обучение, включить в кадровый резерв. Оценка позволяет сделать систему мотивации, продвижения и развитие кадрового потенциала наиболее эффективной и понятной для работников. К корпоративным компетенциям относятся: профессиональная компетентность, лидерство, креативность, ответственность и клиентоориентированность. 
4. Включение в молодежный резерв. В молодежный резерв попадают выпускники, которые в первые годы работы показали себя как перспективные, активные, инициативные, неравнодушные к работе, имеющие хорошие рекомендации от своих руководителей. С работниками, состоящими в молодежном резерве, проводится ряд мероприятий: 
- Участие в молодежных форумах ВСДИ и ВСЖД 
-Обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, тренинги). 
- Слёты ВСЖД, встречи с руководителями. 


Наиболее потенциальные специалисты могут стать руководителями подразделений. 
ВСДИ предоставляет молодым специалистам возможность санаторного лечения с частичной компенсацией стоимости, а также реабилитацию, восстановление и профилактику проф. заболеваний . 
С остальными существующими социальными гарантиями для молодых специалистов можно ознакомиться в «Положении о молодом специалисте».