«Научный полк» ЗабИЖТ ИрГУПС

«Научный полк» ЗабИЖТ ИрГУПС
4 мая 2022 - 09:45
В канун 77-й годовщины Великой Победы Министерство науки и высшего образования России возобновляет акцию «Научный полк».
В рамках этой акции мы начинаем публикации о студентах, преподавателях и научных работниках ЗабИЖТ, внесших вклад в Победу. Это не только участие в битвах, но и труд в тылу, научные исследования, которые помогали фронту.
Василий Акимович Тефанов
Василий Акимович Тефанов – личность на Забайкальской магистрали легендарная. Он стоял у истоков дорожной науки: с него началась история Забайкальского института железнодорожного транспорта, был первым директором Читинского железнодорожного техникума. Инженер по профессии, педагог по призванию, пронес любовь к науке через всю жизнь и воспитал не одно поколение забайкальских железнодорожников.
Василий Акимович родился 8 сентября 1924 года в Пензенской области. В 1931 году, в разгар массовой коллективизации, семью Тефановых отправили на Дальний Восток. В 1939 году семью перевезли в Хабаровский край, там в 1942 году он окончил десятый класс.
Выпускникам школы думать о продолжении учебы не приходилось – война. Сегодня-завтра могли призвать в армию. Летний день 1943 года навсегда остался в памяти. В разгар сенокоса косари заметили всадника, который размахивал белым листком. Сердцем почувствовал, что это за ним. Призвали на Дальневосточный фронт
В годы Великой Отечественной Советскому Союзу приходилось сдерживать грозящую нападением Японию. Василий Тефанов попал в 155-й стрелковый запасной полк Дальневосточного фронта. В 1944 году полк перебазировался к границе, ситуация была напряженной: участились случаи перехода границы японцами, Василию Акимовичу не раз приходилось сопровождать пленных японцев в Хабаровск. Позже по состоянию здоровья был демобилизован. Но вплоть до лета 1945 года работал на заготовке дерерьев, которые применялись для внутреннего оснащения самолетов. Там и застала его весть о победе.
После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Василия Тефанова направили в распоряжение управления Забайкальской железной дороги. Уже в Чите, устраиваясь на работу, признался, что хотел бы преподавать. Начальник отдела кадров Николай Локоть в просьбе не отказал: тут же перезвонил в школу военных техников и поинтересовался: нужны ли там преподаватели – оказались нужны. Вот так и сбылась давняя мечта Василия Акимовича стать педагогом.
В конце 1956 года молодого преподавателя вызвали в управление дороги и предложили заняться организацией учебно¬консультационного пункта, который создавался по инициативе Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта и управления магистрали для решения острого кадрового вопроса.
В 1967 году по распоряжению обкома партии вернулся в Читинский железнодорожный техникум. В тот период техникум являлся одним из крупнейших среди 93 отраслевых средних учебных заведений транспорта. При Василии Акимовиче создали новые лаборатории, обновили станочный парк, пополнили фонд библиотеки, переоборудовали читальный зал. Большой популярностью у студентов пользовались кружки технического творчества. Лучшие студенческие экспонаты выставляли на ВДНХа в Москве, а также на зональных выставках.
Двадцать лет Василий Тефанов возглавлял техникум: десять лет – директором, десять – заместителем по производственному обучению. В 1987 году оказалось, что в техникуме некому вести токарное и слесарное дело. Василий Акимович с готовностью откликнулся на просьбу своих учеников, и еще несколько лет после ухода на пенсию проработал мастером производственного обучения.
За свою плодотворную жизнь на ниве отраслевого просвещения Василию Тефанову присвоено звание «Почетный железнодорожник». Он награжден медалями «Ветеран труда», «За заслуги перед Читинской областью» и многими юбилейными медалями. Добрые традиции качественного железнодорожного образования, заложенные Тефановым, сегодня продолжают его коллеги ученики во многих средних и высших учебных заведениях страны.
Автор текста:
Автор фото:
Собственник фото:
Архив ЗабИЖТ