В ИрГУПС завершилась трёхдневная Всероссийская научно-методическая конференция. Это была 15-я по счёту конференция, которая проходила на базе нашего Университета. Мероприятие объединило более 150 докладчиков из свыше 50 ведущих вузов России и Беларуси. Представители бизнеса, власти и академического сообщества собрались вместе, чтобы обсудить стратегию современного высшего образования — формирование выпускника с компетенциями, создающими технологические решения.
Необходимо менять образовательные форматы — так можно сформулировать квинтэссенцию трёхдневных дебатов. При этом новые стандарты образования должны быть инициированы и разработаны самими вузами, а не спущены сверху разнарядкой.
Ключевыми событиями конференции стали:
1. Мастер-класс по педагогическому дизайну. В нём приняли участие преподаватели вузов. Они разрабатывали сценарии для записи видеолекций и подбирали активные методы преподавания. Это позволит внедрить в образовательный процесс современные технологии дистанционного обучения и повысить вовлеченность студентов.
2. Выступления представителей бизнеса и власти. Представители компаний, таких как «Иркутская нефтяная компания», логистическая компания «Sigir Group» , ОАО «РЖД» и представители государственных органов поделились своим видением развития профессионального образования и подчеркнули важность сотрудничества между университетами и индустрией для подготовки востребованных специалистов.
3. Работа экспертной сессии, в рамках которой эксперты из университетов путей сообщения работали над формированием ядерных образовательных программ и выработкой новых подходов в инженерном образовании. Особое внимание было уделено обсуждению образовательных результатов и продолжительности обучения с целью создать более гибкие и актуальные учебные планы, соответствующие требованиям рынка труда.
4. Работа четырёх круглых столов, где участники обсуждали современные подходы к подготовке специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные технологии в различных отраслях экономики. Зарубежные коллеги из Белоруссии поделились опытом в области модернизации образовательных программ и внедрения инновационных методик обучения. Коллеги из ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный университет» поделились опытом интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс, а также воспитания и реализации проекта «ДНК России».
На заключительном собрании по итогам конференции были озвучены следующие моменты:
1. Растёт количество и качество электронных учебных курсов — на этом фоне кардинально меняется роль преподавателя в учебном процессе.
2. Практическая подготовка студентов всё больше уходит от работы на «железе» к подготовке с помощью виртуальных тренажёров — этому способствуют ускоренные темпы развития технологий дополненной и виртуальной реальности.
3. Текущие контрольные цифры набора по целевому приёму для транспортных вузов представляются трудновыполнимыми — сегодня это 60-70%. В других отраслях эти цифры кратно ниже.
Магистральной темой конференции можно обозначить переход на так называемую «ядерную» программу. Подвести инженерное образование под единый учебный план — с такой инициативой к транспортным вузам обратился ИрГУПС. Переход на новую образовательную модель предполагает введение для всех образовательных программ по инженерным специальностям единого общеобразовательного ядра, а также вариативного инженерного ядра, в котором образовательные треки сгруппированы по технологическим акцентам (механика, логика, энергетика, строительство и так далее).
Данная структура организации образовательного процесса позволит обеспечить конкурентные преимущества для студентов, которые смогут корректировать свой образовательный трек в процессе обучения, а не до момента зачисления в университет, а также зачисляться на образовательные треки различной продолжительности и сложности.
Участники конференции пришли к выводу о необходимости принять разработки ИрГУПС по формированию ядерных программ. Полученные результаты и принятые решения будут способствовать повышению качества подготовки выпускников и укреплению позиций российских вузов на международном образовательном пространстве.