Второе рождение ИрГУПС — 1975 год

 С возрождением строительства Байкало-Амурской магистрали в 1974 году дефицит квалифицированных кадров стал настолько болезненным, что окончательно вернул на повестку дня вопрос быть или не быть в Иркутске полноценному профильному вузу, и 18 июля 1975 г. приказом № 1534 Министерство путей сообщения открывает  Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (ИрИИТ).

Первым ректором института стал доцент Поздеев Владимир Николаевич, до этого работавший директором филиала НИИЖТа.

Вместе с проректором по учебной и научно-исследовательской работе Александром  Игнатьевичем Проценко они начали работу по формированию вузовской структуры. Первоначально было создано два факультета: дневной «Строительство и эксплуатация железных дорог» и вечерне-заочный. Далее в институте активно начали создаваться новые кафедры, научно-исследовательские лаборатории. В 1976 году был открыт Братский учебно-консультационный пункт. В 1977–78 годах в структуру института входили четыре учебно-консультационных пункта: Абаканский, Красноярский, Улан-Удэнский и Братский. В 79-м году открылся еще и Северобайкальский УКП.

В 1980 году ректором ИрИИТа назначен доктор технических наук, профессор Гура Георгий Степанович. По данным на 1981 года в институте обучалось более 4 тысяч студентов на трех отделениях: дневном, вечернем и заочном. Профессорско-преподавательский состав состоял из 127 человек, в том числе 27 из них имели научные степени и звания.

В 1982 году ректором был утвержден кандидат технических наук, доцент Рыжиков Владимир Георгиевич. В этом же году было построено новое здание института на улице Чернышевского.

Несмотря на многие объективные трудности, вуз начал активно развиваться и уже через 10 лет в нем обучалось более 5000 студентов, работало 18 кафедр на 4 факультетах, имелось 5 УКП. Все эти годы молодой вуз неуклонно повышал уровень учебно-воспитательного процесса, поднимал уровень научного потенциала.

Так, например, ученые института организовали и приняли непосредственное участие в выездной сессии научного совета АН СССР по проблеме «Физика прочности и пластичности» в Иркутске, выступали с докладами на европейском международном трибологическом конгрессе в сентябре 1981 года в столице Польши Варшаве.  Спортивные достижения ИрИИТа гремели не только на всю страну, но и на весь мир. Например, вице-чемпион Европы 1979 г., чемпион Европы 1980 г. двадцатилетний студент Константин Волков в 1980 г. стал серебряным призером XXII Олимпийских игр. Это был первый олимпийский успех в истории всех советских шестовиков страны.

На международных соревнованиях среди железнодорожников Европы студент ИрИИТа А. Кузьменко занял второе место, студент Г. Сутырин — пятое. На международных соревнованиях «Дружба-84» К. Волков занял первое место, А. Крупский — третье, П. Богатырев — четвертое. На чемпионате СССР по легкой атлетике в эстафетном спринте чемпионом стал студент А. Золотарев, он же получил бронзу в беге на 200 метров.

В институте в то время трудились более 460 сотрудников и на 18 кафедрах 168 преподавателей, из которых 54 кандидаты наук и доктора наук. В 1985 году в институт было принято сразу 350 абитуриентов на очное обучение и 725 на заочное. Всего обучался 5031 студент, из них 1316 на дневном и 3715 человек — на вечерне-заочном отделении. За десять лет институт выпустил 1637 инженеров железнодорожного транспорта и транспортного строительства. План по выпуску специалистов в 1985 году был перевыполнен. В 1986 году институт начал принимать иностранных студентов — граждан Монголии.

Первым избранным ректором вуза стал Леонид Петрович Сурков. Выборы состоялись в 1987 году. Вуз продолжал развиваться, появлялись все новые кафедры. К началу 90-годов коллектив уже имел Государственную премию за большую научно-исследовательскую работу.

Свое 20-летие институт отметил еще более весомыми достижениями. В его структуре уже имелись 21 кафедра, к факультетам: «Управление процессами перевозок», «Строительство железных дорог», «Электромеханический» и «Вечерне-заочный» — добавились «Гуманитарный» и два общетехнических. Последние выросли из получивших более высокий статус Красноярского и Северобайкальского УКП.

Продолжали укрепляться Абаканский, Братский и Улан-Удэнский учебно-консультационные пункты. 

  • В 1992 году была утверждена программа строительства главного учебного корпуса института с инженерно-технической базой и новым общежитием.
  • В 1993 году открылся прием в аспирантуру ИрИИТ. В этом же году был создан Восточно-Сибирский учебный центр, в состав которого вошли ИрИИТ, Улан-Удэнский железнодорожный колледж и лицей №42. Впервые в системе МПС в 1993 г. при институте была создана и постоянно совершенствовалась система непрерывного образования, которая включала головной вуз со своим подготовительным отделением, Улан-Удэнский железнодорожный колледж, и технический лицей в г. Иркутске под единым названием «Восточно-Сибирский учебный центр». Уже вскоре в него влились линейные специализированные классы региона и ВСЖД, а также Иркутская детская железная дорога. 
  • В 1994 году ИрИИТ получил лицензию Госкомвуза России на право ведения общеобразовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования.
  • В 1995 году состоялась защита первой в ИрИИТе докторской диссертации, в этом же году создали Улан-Баторский УКП для работы со студентами заочного факультета — гражданами Монголии.
  • В 1996 году Северобайкальский ОТФ преобразован в филиал ИрИИТа. А в 98 году филиалами института также стали Братский, Абаканский и Улан-Удэнский учебно-консультационные пункты.
  • Также в 1998 году была открыта докторантура ИрИИТа и был создан Иркутский филиал Сибирского научного центра Академии транспорта России.

К началу 2000 годов завершилось строительство первой очереди блоков учебного корпуса общей площадью 13,6 тысячи квадратных метров и нового общежития.

Текст подготовлен с использование материалов, предоставленных В.В. Гасельником для книги «210 лет транспортному образованию».