Предупреждение социально-негативных явлений

Программа мероприятий по социально-психологической адаптации со студентами 1 курса

Профилактика социально-негативных явлений

          Молодые люди нередко могут находится под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, и некоторые из них не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации имеет место наркотизация студенческой молодежи, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. Остро стоят проблемы профилактики ВИЧ-инфекции и правонарушений. Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение случаев преждевременной смерти, увеличение средней продолжительности жизни и повышение ее качества являются сегодня актуальнейшими проблемами не только сектора здравоохранения, но и общества в целом. В последние годы проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека также занимает одно из ведущих мест среди других общемировых проблем. Вузы, располагая огромными информационными ресурсами, способны внести большой вклад в работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, СПИДа, злоупотребления психоактивными веществами среди студентов. Профилактическая работа Центра развития человеческого капитала в ИрГУПС в рамках кабинета профилактики социально-негативных явлений  в вузе направлена на работу по первичной профилактике наркотизации студенческой молодежи, формированию и развитию адаптационного потенциала, жизнестойкости личности студентов, формированию отношения к жизни как ценности, развитию  позитивного самосознания , формированию внутривузовской среды, обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и психоактивных веществ, способствующей профессиональной и творческой самореализации студентов, овладению знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.

      Система психологических мероприятий по первичной профилактике социально-негативных явлений в молодежной студенческой среде включает в себя: проведение СПТ и по его результатам выделение студентов группы риска, имеющих недостаточную психологическую устойчивость; проведение активной пропаганды психологически-здорового образа жизни; развитие психологической устойчивости к негативным факторам окружающей среды. Отметим, что психологическая дезадаптация — нарушение жизненной ситуации человека, которое делает продолжение жизни на прежних основаниях невозможным («разрыв логики жизни»); прежний образ «Я» и мира перестает соответствовать реальности; утрата значимой ценности; субъективное ощущение «невозможности жить»; сопровождающееся тревогой, напряжением, отчуждением от себя и мира. Переживание острых травмирующих чувств является источником различных психосоматических нарушений у личности. Также в состоянии острого психологического кризиса для многих единственным средством избавления от переживаний является своеобразный «уход» в «мир» наркотических зависимостей, игровой зависимости и «мифов» о них. Не случайно распространение явлений наркомании относится к числу признаков углубления социально-психологической дезадаптации в обществе. Учитывая специфику и общее состояние проблемы социально — психологической дезадаптации, основными аспектами первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде в вузе является: сохранение здоровьесберегающего потенциала образовательной среды; содействие обучающимся в решении задач сохранения психологического и психосоматического здоровья.

      При организации мероприятий профилактики социально-психологической дезадаптации как первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде, реализуя принцип компетентности, специалисты ЦРЧК  привлекают специалистов  медико-психологического профиля. Центр развития человеческого капитала ИрГУПС взаимодействует с Центром профилактики наркомании, с областной противонаркотической комиссией, с Центром СПИД.  В рамках и границах воспитательной работы   профилактика проводится в следующих организационных формах: индивидуальная профилактика; профилактика в группе.  Просветительская работа в ИрГУПС включает в себя: тематические лекции о значимости психологического здоровья, о связи психологического и физического самочувствия (листовки, буклеты, презентации); поощрение проявления инициативы участия в социальных акциях вуза и города (благодарности, грамоты); просветительские акции (просветительские стенды, буклеты, информационные листы);  информирование о способах личностного развития, о возможностях сохранения психологического здоровья,  информирование, направление на участие в социально-психологических тренингах и индивидуальном консультировании. Развивающая работа включает в себя: поддержку в участии в общевузовских мероприятиях, как в рамках воспитательного направления, так и учебного;  проведение мероприятий на знакомство с сокурсниками, раскрепощение и сплочение учебных групп (экскурсии по факультету, вузу, культурным учреждениям города);  проведение тренингов на сплочение и развитие коллектива;  проведение тренингов со студентами 1 курса по программе «Жизнестойкость личности студента»; индивидуальное консультирование по  проблемным ситуациям; индивидуальная психокоррекционная работа со студентами группы риска, направленная на развитие психологической устойчивости личности.

     Организационный этап профилактики выстраивается в первом семестре учебного полугодия, включая сессионный период, в период максимальной адаптационной нагрузки. Это позволяет получить более полную информацию о наличии и степени влияния всех дезадаптационных факторов и разработать соответствующие темы профилактических мероприятий.

Рекомендуемая литература:

  1. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.
  2.  Леонтьева А. Н. Актуальность исследования проблемы психологической дезадаптации личности и условий ее минимизации // Актуальные проблемы современного социального знания: сборник научн. трудов. Красноярск: РИЦ ФГБОУ ВПО «СибГТУ», 2012. Вып. 18. С.80–83.
  3. Леонтьева А. Н. Мониторинг дезадаптации обучающихся в системе психологического сопровождения инновационных процессов в образовании (презентация опыта работы) // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: матер. Х Всерос. научно-практ. конф.: в 3 ч. Ч.2 М., Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2011. С.106–109.
  4. Леонтьева, А. Н. Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде / А. Н. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3425/
  5. Никифоров Г. С. Практикум по психологии здоровья: учеб.пос. СПб.: Питер, 2005. 256 с.
  6. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пос. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

Информация о вейпинге, об опасности употребления электронных средств доставки никотина размещена на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.