Интервью с проректором по научной работе ИрГУПС Александром Лившицем, приуроченное ко Дню российской науки

Интервью с проректором по научной работе ИрГУПС Александром Лившицем, приуроченное ко Дню российской науки
8 февраля 2022 - 09:34
Компания «РЖД» ставит перед коллективом Иркутского государственного университета путей сообщения большие задачи.

– Александр Валерьевич, какие направления научной деятельности сегодня наиболее успешно реализуются в университете?
– Ответить на этот вопрос в рамках короткой беседы сложно. Прежде всего это, конечно, наши научные школы. Официально у нас 9 научных сообществ, связанных с проблематикой железнодорожного транспорта. Их возглавляют доктора технических наук, профессора: Леонид Астраханцев – «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике транспорта», Андрей Крюков – «Управление режимами систем электроснабжения железных дорог на основе технологий интеллектуальных сетей», Анатолий Худоногов – «Эффективные методы повышения безопасности и надёжности железнодорожного транспорта», Олег Мельниченко – «Повышение энергетических показателей и работоспособности электровозов и моторвагонного подвижного состава переменного тока» и другие.

Ровно год назад в стенах нашего университета открыли стартап-школу «ЦИФРА». Создали великолепно оснащённую современную лабораторию, которая позволяет заниматься VR/AR-технологиями.

Сегодня использование цифровых двойников, Big Data, быстрого прототипирования прочно вошли в наши научные направления. И уже есть хорошие результаты. В 2021 году молодые учёные университета выиграли конкурс «Новое звено» компании ОАО «РЖД». Никита Мануилов, Павел Иванов, Евгений Дульский предложили тему «Цифровой двойник тормозной системы поезда реального времени». Надеемся, что эта разработка в ближайшее время будет внедрена.
– Насколько востребованы прикладные решения ваших учёных на стальных магистралях страны?
– Востребованы. Один из примеров – это программный комплекс Fazonord, предназначенный для выполнения расчётов показателей качества электроэнергии в системах электроснабжения. Это разработка научной школы профессора Андрея Крюкова, аналогов которой в мире нет. Можно упомянуть установки для сушки изоляции тяговых электродвигателей стартап-школы «ЦИФРА», разборное устройство торцевой рельсовой изоляции кафедры «Автоматика, телемеханика и связь» и другие.
– Ваш университет называют вузом, рождённым БАМом. Какие задачи ставит компания «РЖД» перед вашим коллективом в вопросе развития северного транспортного коридора?
– В данном контексте нас гораздо больше интересует проект БАМ 2.0, развитие Восточного полигона ОАО «РЖД», связанные с расширением магистрали, повышением провозной способности. И второе направление – проблемы деградации вечной мерзлоты. Федеральным агентством железнодорожного транспорта нашему университету поручено организовать научные исследования в этом направлении. В качестве одного из них могу назвать, конечно, элементное моделирование, в том числе – техногенных объектов. Это набор уникальных компетенций сотрудников университета, которые позволяют моделировать поведение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в различных условиях изменения температуры, обводнения и так далее.

Заключён договор с центром инновационного развития Восточно-Сибирской железной дороги, где мы представляем свои разработки. И сейчас совместно с ЦИР формируем предложения по тем направлениям научной деятельности, исследованиям, которыми нам было бы интересно заняться с перспективой дальнейшего внедрения.
– В этот праздничный день что бы вы пожелали своим коллегам-учёным?
– Интереснейших идей, которые бы превращались в реальные разработки, были внедрены. И чтобы можно было сказать своим ученикам: «Смотри, это сделал я, это сделали мы, подключайся к нам».
По материалам газеты "Восточно-сибирский путь":
Собственник фото:
Архив ИрГУПС